, СБ: 10:00-18:00, ВС: 10:00-16:00

Блог 26 января 2024

Helicobacter pylori: все, что нужно о ней знать

Как бактерия Helicobacter pylori попадает в организм?

Основной путь заражения бактерией Helicobacter pylori – контактно-бытовой. Что это значит? Что «подхватить» ее можно через обычные предметы обихода, на которых осталась слюна человека, являющегося носителем этого микроорганизма: попить из чужой кружки или из плохо вымытой посуды в местах общественного питания. Очень велика вероятность передачи бактерии Helicobacter pylori в семье, а также в детских коллективах – садах, школах, лагерях.

Можно заразиться Helicobacter pylori и фекально-оральным путем – если не следить за мерами личной гигиены (не мыть руки после туалета, перед едой).

Какие симптомы говорят о наличии в организме Helicobacter pylori?

Helicobacter pylori может годами находиться в организме, абсолютно никак себя не проявляя. То есть отсутствие каких-либо неприятных симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта еще не говорит о ее отсутствии!

Симптомы, как правило, начинают появляться в том случае, когда на слизистой уже развились воспалительные процессы - возник гастрит, предъязвенные состояния, язвы.  Для подобного рода патологий обычно характерны боли и неприятные ощущения в области желудка, тошнота и изжога, дискомфорт после принятия пищи. Может нарушиться общее состояние: слабость, симптомы анемии.

Важно знать! Так как наличие Helicobacter pylori может протекать бессимптомно, то обследоваться рекомендуется и при отсутствии жалоб – в профилактических целях, особенно если бактерия диагностирована у одного из членов семьи.

Чем опасна бактерия Helicobacter pylori?

Основная опасность Helicobacter pylori состоит в том, что она способна вызывать гастрит, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, а также является канцерогеном, то есть потенциально увеличивает риск развития рака желудка. Как это «работает»? Бактерия усиливает продукцию кислотности, что провоцирует воспаление, а хроническое воспаление в свою очередь – отличная среда для развития болезней.

Важно знать! Далеко не у всех носителей Helicobacter pylori развиваются заболевания. Это зависит от множества факторов: состояния здоровья в целом, образа жизни, характера питания, наследственности, а также от вида штаммов бактерии.

Нужно знать и о том, что не во всех 100% случаев гастритов они вызваны именно бактерией Helicobacter pylori.

Как диагностирую Helicobacter pylori?

Самым распространенным и достоверным методом выявления бактерии Helicobacter pylori является фиброгастроскопия с взятием биопсии. Кроме того, во время проведения процедуры у доктора есть возможность сразу визуально оценить состояние слизистой на наличие воспалений, новообразований и других изменений.

Но есть и другие способы диагностировать наличие в организме Helicobacter pylori – без инвазивного вмешательства. Их можно использовать, например, если нужно проконтролировать результаты проведенного лечения.

• Дыхательный тест на Helicobacter pylori.
  • Анализ кала на антиген Helicobacter pylori.
  • Анализ крови на наличие антител. Важно знать: метод не подходит в том случае, если ранее пациент уже лечился от Helicobacter pylori, так как крови могли остаться следы антител.

Как лечат Helicobacter pylori?

Лечение Helicobacter pylori довольно сложное. В терапии используется два вида антибактериальных препарата и ингибитор протонной помпы курсом длительностью две недели. При этом антибиотики могут и не сработать. Почему? Если пациент раньше часто их применял, то организм мог выработать к ним устойчивость. В таких ситуациях приходится назначать иную схему лечения. Именно поэтому специалисты рекомендуют вместе в лечащим врачом подобрать наиболее благоприятное время для лечения Helicobacter pylori, чтобы делать это на фоне относительного здоровья. Если несмотря на наличие в организме Helicobacter pylori никаких жалоб со стороны желудочно-кишечного тракта нет, а состояние слизистой в норме, то лечить бактерию не обязательно нужно незамедлительно. Например, организм ослаблен после длительного гриппа с осложнениями. В таком случае целесообразно сначала дать ему возможность восстановиться, а после пройти хотя бы минимальное обследование с целью убедиться, что на данный момент нет никаких противопоказаний для серьезного лечения антибиотиками.

wheel